В российской атомной госкорпорации официально подтвердили, что ядерное топливо, полностью загруженное в реактор АЭС "Бушер", предстоит извлечь обратно. Тем самым энергетический пуск первой в Иране атомной электростанции, намечавшийся на 9 апреля, и ее ввод в эксплуатацию вновь отодвигается.
На этот неординарный шаг, не предусмотренный штатной процедурой физпуска реактора, пришлось пойти вынужденно, разъяснили в департаменте коммуникаций "Росатома". И вызван он тем, что в одном из четырех насосных агрегатов, предназначенных для расхолаживания АЭС, обнаружены повреждения внутренних элементов. Вероятно, они произошли при испытательных запусках - во время так называемой "горячей обкатки".
В этой связи у специалистов возникло предположение, что в корпус реактора вместе с водой могли проникнуть металлические частицы - преимущественно стружка размером до трех миллиметров. Оказавшись внутри реактора, посторонняя взвесь могла попасть на тепловыделяющие сборки (ТВС). Чтобы это исключить, все ТВС извлекут из реактора, внимательно обследуют, а в случае необходимости очистят. Той же процедуре подвергнут и внутренние поверхности самого реактора. После чего, если необходимые манипуляции пройдут без осложнений, придется "отмотать" пусковой график на 5-6 месяцев назад и снова начать загрузку ядерного топлива в реактор - по штатной процедуре, как это происходило минувшей осенью.
Слегка запоздалые разъяснения "Росатома" появились после того, как агентство Рейтер сообщило о конфиденциальном докладе МАГАТЭ, а постоянный представитель Ирана при этой организации Али Асгар Солтание сообщил, что "по рекомендации российской стороны ядерное топливо выгружается из активной зоны для проведения технических работ и обследования".
По версии российской стороны, причиной выхода из строя насосного агрегата стали особенности конструктивного исполнения, в частности "недостаточная надежность узла крепления внутренних устройств насоса". В условиях повышенной вибрации и перепадов давления, что характерно для центробежных насосов такого рода и назначения, узел крепления не выдержал. По результатам тщательной ревизии еще в трех аналогичных агрегатах слабые места устранены.
Как бы между прочим, в "Росатоме" дали понять, что камнем преткновения в ответственный момент оказалась та часть оборудования, поставленного на площадку АЭС "Бушер" еще в семидесятые годы, которое генподрядчик согласился интегрировать в проект. Иными словами, сбой в работе дали не российские насосы и даже не то оборудование, которое самостоятельно закупал "Атомстройэкспорт", подписав контракт на достройку и сдачу объекта под ключ. Но это, согласитесь, слабое утешение. Даже с учетом того, что ядерное топливо в реакторе "Бушера", как заявляют в департаменте коммуникаций "Росатома", еще "не было активировано", а работы по его выгрузке, осмотру, возможной промывке и загрузке "с технической точки зрения являются штатной задачей, не требующей привлечения дополнительного оборудования и специалистов".
Разумеется, это не та аварийная ситуация, что приключилась несколько лет назад с нашим ядерным топливом на АЭС "Пакш" в Венгрии в результате самонадеянных действий эксплуатационного персонала. Тогда потребовалась помощь российских специалистов и немалые затраты, чтобы вернуть остановленный энергоблок в рабочее состояние. Но и здесь приятного мало, поскольку выгрузить топливо из реактора, пусть и не выведенного еще на минимально контролируемый уровень мощности (МКУ), а затем, после ревизии и процедур очистки, загрузить повторно - это не карандаши из пенала достать. Потребуется несколько месяцев кропотливого труда и миллионы долларов сверхнормативных затрат.
Между тем
В январе 2011 года руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи заявил, что вывод реактора "Бушер" на МКУ запланирован на 20 февраля, а энергетический пуск - на 9 апреля. Неделю назад гендиректор "Росатома" Сергей Кириенко встречался в Иране уже с новым главой организации - Ферейдуном Аббаси. Детали переговоров не разглашаются.